Заводы по производству буровых установок нуждаются в господдержке

Буровой кризис, или заводы по производству буровых установок нуждаются в господдержке

За последние десять лет рынок нефтесервисных услуг существенно снизился только в кризисном 2009 году (сокращение на 3,5%), но уже через год объемы бурения выросли на 17,3%. 2014-й рискует стать провальным.

В первой половине этого года объем бурения, по данным ЦДУ ТЭК, сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. С 2003 по 2013 год объемы эксплуатационного бурения в нефтяной отрасли в РФ выросли почти в 2,5 раза, до 20,8 млн м.

Парк действующих буровых установок (БУ) в России — 1900 единиц, из них работоспособны 1500. "Большая часть БУ выпущены в 1987-1992 годах и имеют срок эксплуатации 25 лет, который закончится в последующие два-три года",— комментирует независимый эксперт.

Российским сервисным компаниям необходимо в ближайшие два - три года перевооружиться - заменить устаревшие буровые установки. Полная стоимость утилизации и замены такого количества техники может составить до $20 млрд. "Если бы компании планомерно заказывали установки, то такого бы бума не было. Но сейчас срок у многих компаний подошел, а больших заводов, способных произвести значительный объем техники, в России только два",— отмечает эксперт.

В России буровые комплексы производят два крупных предприятия. Одно из них находится в Екатеринбурге - «Уралмаш». Этот завод входит в промышленную группу «Объединенные машиностроительные заводы», его доля на российском рынке производства БУ составляет 58%. Другое - «Волгоградский завод буровой техники» (ВЗБТ). Его доля на российском рынке производства БУ составляет 30%.

По своему техническому потенциалу оба эти завода оцениваются как сильные предприятия. Сейчас нефтесервисное подразделение «Уралмаша» силами трех заводов производит 30 тяжелых БУ в год.

«ВЗБТ» может изготавливать 25-30 БУ в год. Это предприятие специализируется на выпуске стационарных установок средней мощности (125-320 тонн). С учетом того, что в ближайшие пять лет в России ежегодно необходимо пускать в строй по 500 новых буровых установок, то для этого конечно недостаточно существующих отечественных мощностей.

Учитывая грядущее массовое списание буровых установок, при таких объемах производства оба эти предприятия не смогут выпустить необходимого количества БУ. На заводах в Екатеринбурге и в Волгограде готовятся к росту объема производства, но по экономическим причинам полностью покрыть потребность в оборудовании не в состоянии.

В начале 2000 годов крупнейшие российские нефтяные компании, заказывая изготовление БУ на заводах, производили им оплату в размере 60-70% от стоимости вышки, потому что именно эту величину в себестоимости продукции составляют комплектующие материалы, в том числе импортные.

Затем заказчики стали осуществлять оплату только по факту поставки, а с 2004 года – уже с задержкой в течение 30-40 дней. Российские заводы, производящие нефтесервисное оборудование, получившие заказ на изготовление БУ, на протяжении десяти лет, вынуждены брать кредит в банке, чтобы на эти средства изготовить технику, сдать ее заказчику и только через месяц, а то и позже получить от него оплату. Кредит под проценты берется надолго, потому, что цикл проектирования и изготовления одной буровой установки составляет 180 дней, другими словами - полгода.

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 8 апреля 2011г предусматривал выполнение мероприятий на уровне Министерств по системному расширению практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции тяжелого машиностроения с возможностью страхования их исполнения со стороны государственных институтов развития, реализацию мероприятий, необходимых для предоставления отечественным производителям оборудования тяжелого машиностроения возможности его поставки на внутренний и внешний рынки на финансовых условиях, сопоставимых с условиями зарубежных поставщиков, провести анализ состояния оборудования, сформировать перечень оборудования, требующего замены, организовать мониторинг своевременной замены оборудования и при необходимости применять меры реагирования. Указанные мероприятия не реализованы до сих пор.

В сложившейся ситуации заводы, производящие БУ пытаются найти правильный выход, но это не всегда удается. Попытка выйти из тупиковой ситуации при помощи срочного кредита, привела к тому, что, например, «Волгоградский завод буровой техники» после этого оказался в ситуации повлекшей остановку предприятия.

На российском рынке производства БУ сегодня сложилась ситуация, когда даже при наличии больших заказов заводы не могут развиваться, наращивая свои мощности. В последние годы на российских заводах сильно снизился объем заказов на производство БУ. В этих условиях предприятия делают ставку на инновационные решения. В 2009 году «ВЗБТ» по заказу «Газпрома» выпустил шестое поколение буровой установки серии Stalingrad. Буровая блочно-модульная вышка с открытой передней гранью, грузоподъемностью 250 тонн оснащена верхним приводом. По отзывам специалистов, она превосходит лучшие зарубежные аналоги. Установка ориентирована на работу на Крайнем Севере. Этой установкой можно вести наклонное и горизонтальное бурение.

Конструкторы предприятия основательно подошли к вопросу создания комфортных условий для работы буровой бригады, начиная от кабины оператора и заканчивая системами управления. Узлы и система смазок вышки рассчитаны на крайне низкие температуры.